Год назад, 6 мая 2019, петербуржцам стала доступна «Единая карта петербуржца» - социальный городской проект Правительства Санкт-Петербурга

06 мая 2020

Приоритетный проект Санкт-Петербурга в сфере цифровизации различных сфер жизнедеятельности города и горожан «Единая карта петербуржца» подводит итоги «года осознанной жизни».

Повышение качества жизни за счет интеграции цифровых технологий в социальные процессы с каждым годом усиливается, уверенны эксперты-разработчики IT сервисов. В России уровень доступа населения к цифровым сервисам достаточно высокий. По итогам последних исследований Санкт-Петербург входит в десятку регионов-лидеров по уровню развития цифровизации и занимает третье лидирующее место в распределение субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса сформированного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Высокое цифровое и инновационное развитие Санкт-Петербурга, обязывает руководство города, для удержания лидирующих позиций, внедрять технологичные инструменты цифровой экономики в обыденную жизнь горожан.

В 2017 Правительством города было принято решение о запуске проекта «Единая карта петербуржца» (далее ЕКП). Куратором проекта назначили Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. С того времени была проделана огромная работа: подготовлена нормативная база; совместно с Национальной системой платежных карт «МИР» разработана концепция цифровой модели электронной смарт-карты. С профильными органами исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга прорабатывались основные сервисы ЕКП – платёжное, транспортное и медицинское приложение. Для решения задачи аутентификации и хранения квалифицированной электронной подписи, доступной на ЕКП, разрабатывалось программное обеспечение электронного ключевого носителя высокого класса защищенности. Для того, что бы можно было  использовать ЕКП, как идентификационный документ, необходимо было обеспечить информационную безопасность, защиту персональных данных на самом высоком уровне соответствующую мировым стандартам.

Для обеспечения бесперебойности операций по ЕКП и с целью развития национальной платежной системы – ключевого фактора обеспечения суверенитета национального платежного пространства, было принято решение осуществлять эмиссию на базе платежной системы «Мир», гарантирующую безопасность и бесперебойность проведения внутрироссийских транзакций по банковским картам.

Мария Точилова, директор по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов платежной системы «Мир», прокомментировала участие АО «НСПК», оператора национальной платежной системы «Мир», в проекте ЕКП:

«Одна из ключевых задач платежной системы «Мир» - развитие не только платежного функционала национальной карты, но и дополнительных сервисов. Технологии ПС «Мир» сегодня позволяют сделать карту действительно многофункциональной и упростить ее держателям получение государственных и муниципальных услуг. При этом нефинансовые сервисы реализуются нами в сотрудничестве не только с банками, но и с руководством региона, что позволяет предложить держателям карт именно те возможности, которые будут актуальны именно здесь и соответствуют уровню развития инфраструктуры региона. Одним из лучших таких проектов мы считаем «Единую карту петербуржца».

Это один из приоритетных для нас проектов, направленных на реализацию нефинансовых сервисов на базе карты «Мир» для жителей Петербурга. Сегодня эта карта является не только удобным платежным инструментом – петербуржцы могут пользоваться ей как удобным «ключом» для доступа к различным городским сервисам.

Искренне желаем коллегам дальнейшего успешного развития проекта, расширения пула партнеров в различных сферах и, конечно, развития технологических возможностей ЕКП, а мы со своей стороны продолжим работу над технологической частью проекта и новыми выгодными предложениями, чтобы сделать «Единую карту петербуржца» ещё лучше».

Дальше, нужно было определить порядок эмиссии ЕКП. Комитетом по экономической политики и стратегическому планированию Санкт-Петербурга были организованы конкурсные мероприятия по выбору банка-эмитента. Строгому квалификационному отбору, где необходимыми требованиями в том числе было наличие в каждом районе города отделения банка и круглосуточного банкомата, соответствовало три ведущих российских банка –  Банк ВТБ (ПАО), ПАО Сбербанк, ПАО Банк «Санкт-Петербург». Благодаря партнёрам банковской сферы, эмиссия карт производиться за счет средств партнёров и не несет бюджетной нагрузки.

Можно с гордостью сказать, что город справился! Жители и гости Санкт-Петербурга имеют возможность пользоваться качественным современным электронным продуктом. Более полумиллиона горожан уже сегодня используют возможностями «Единой карты петербуржца» - расплачиваются ей за товары и услуги, могут записать на свою карту любое доступное в городе транспортное приложение, получать медицинские услуги, предъявляя только ЕКП. С партнером проекта РАНХиГС реализовано Кампусное приложение – более 5 тысяч учащихся ВУЗа используют ЕКП как электронный пропуск на территорию учебного заведения и ключ к цифровой обучающей среде.

Директор Северо-Западного института управления РАНХиГС, партнера «Единой карты петербуржца»  Владимир Александрович Шамахов рассказал о совместной работе и поздравил проект со знаменательной датой:

«Современные вузы осуществляют свою деятельность в переменчивое и очень интересное время. Время технологических открытий и глобализации. Нам важно соответствовать ему. Уверен, что IT-технологии могут стать точкой роста и помочь высшим образовательным учреждениям достичь высоких результатов в области цифровизации образовательного процесса. В этом смысле Единая карта петербуржца – уникальный и очень важный проект, отвечающий той глобальной задаче, которая сегодня стоит перед страной, и демонстрирующий успешное воплощение идей цифровизации на практике.

Студенты и преподаватели Северо-Западного института управления РАНХиГС в числе первых смогли опробовать возможности ЕКП благодаря соглашению о сотрудничестве вуза с Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. Отрадно, что церемония запуска городского проекта состоялась в стенах именно нашего Института, выступившего в качестве пилотной площадки.

Сегодня Единой картой петербуржца пользуются более 5 тысяч учащихся СЗИУ, а также 1200 работников Института.

Для студентов ЕКП стала пропуском на территорию вуза, ключом к цифровой образовательной среде, проездным билетом и банковской картой для получения стипендии. Кампусное приложение карты позволяет нам вести мониторинг системы посещаемости наших воспитанников, отмечать присутствие преподавателей на лекциях. Для этого в учебных аудиториях СЗИУ РАНХиГС были установлены специальные считыватели. Перед входом в кабинет достаточно приложить ЕКП к устройству, и система автоматически отметит присутствие студентов и преподавателя.

Внедрение кампусного приложения стало для нас важным шагом на пути формирования единого информационного пространства СЗИУ РАНХиГС. Однако, мы не останавливаемся на достигнутом и сегодня готовимся к старту цифровой приёмной кампании, в рамках которой все абитуриенты нашего вуза смогут подать документы для поступления, не выходя из дома.

Убеждён, что будущие первокурсники также оценят преимущества Единой карты петербуржца. В случае снятия ограничительных мер, те, кто будет зачислен в первой волне, смогут получить карты уже в августе текущего года, остальные – в первые дни начала учебного года.

От лица работников и студентов Петербургского кампуса РАНХиГС и от себя лично искренне благодарю создателей проекта Единая карта петербуржца за удобный сервис, достойный звания лучшего в сфере цифровизации образовательной системы.

Желаем проекту и его разработчикам дальнейших успехов на благо жителей Санкт-Петербурга и всей страны!»

Для сопровождения и развития проекта было создано государственное казенное учреждение «Центр информационного сопровождения» - официальный оператор проекта.

Директор учреждения Сенькин Игорь Владимирович о команде оператора проекта и текущей ситуации:

Игорь Владимирович, завершился первый год существования проекта, Вы довольны итогами или ожидали большего?

Руководитель не может быть довольным. При этом, более полмиллиона жителей Санкт-Петербурга и более 220 коммерческих и бюджетных компаний, которые поверили в проект, поддержали, присоединились – повод для гордости. «Единая карта петербуржца», по сути, start-up для Санкт-Петербурга в выстраивание механизмов прямой коммуникации власти и горожан с применением цифровых технологий. А start-up — это всегда интересно.

Как удается удерживать проект «на плаву» в период вынужденной самоизоляции?

В ГКУ «ЦИС» собралась крепкая команда. В условиях самоизоляции люди не престают выполнять свои обязанности. Я бы сказал, что еще с большей ответственностью. Не остановились ни основные, ни вспомогательные процессы. Разработчики продолжают удаленно тестировать новые сервисы, продолжается работа по привлечению в проект компаний-партнёров. Информационная активность стала выше. Как оказалось, в настоящих условиях, ценность ЕКП стала значительнее. Наши партнеры предоставляют большое количество он-лайн сервисов и дополнительных услуг, которые возможно получить, не выходя из дома - покупка квартиры, он-лайн обучение, доставка еды, услуги телемедицины.

Какова доля удачи и везения в существовании, развитии проекта?

Роль везения определяете вы сами. Доля счастливого случая, есть, но я предпочитаю много работать. А результат определять профессионализмом и количеством затраченных усилий.

Кто они, держатели ЕКП?

Мы с вами. ЕКП, на сегодняшний день, прежде всего, банковский продукт, транспортное и медицинское приложение. Плюс – дополнительные возможности в виде скидок и бонусов для держателей карты. Среди петербуржцев пользующихся ЕКП 64 % экономически активного работоспособного населения среднего возраста. 28 % держателей  карты пенсионеры. Пока среди держателей маловато молодежи – всего 8%, но мы работаем над этим, это наша «точка роста».

Что помогает Вам в работе?

Оценивать свою работу по принципу «окна и зеркала». В неудачах виню себя. Но, не занимаюсь самокопанием. Анализирую, где допустил ошибку, делаю выводы. Успехом горжусь вместе со своими коллегами. Знаю, что каждый сотрудник проекта обладает уникальными компетенциями в своей сфере деятельности. Такой подход стабилизирует и дает силы, идеи, вдохновение.

Чего никогда не должен делать руководитель?

Почивать на лаврах. Если остановиться в своем развитии, делать ровно столько, сколько положено, перестать генерировать новые идеи, иногда даже безумные, становишься аутсайдером. Нужно оценивать по результатам, а не по количеству затраченных часов.

Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?

Ну, нет! Не дождетесь! (Смеется) Проект ЕКП для меня не просто работа. Это вызов. Сложившиеся обстоятельства только усиливают азарт.

Действительно, так получилось, что свою годовщину проект отмечает в условиях самоизоляции. Если говорить о планах, то мы и дальше будем предоставлять возможности с учетом потребностей горожан. Мы планировали запуск новых сервисов, но короновирус внес свои коррективы. Приоритеты органов городской власти сместились в сторону противоэпидемиологических мероприятий. Сохранение здоровья и жизни петербуржцев сегодня первоочередная задача. А, задача проекта ЕКП сохранить имеющиеся ресурсы, доверие держателей и партнеров проекта, поддерживать имеющиеся сервисы на должном рабочем уровне. В ближайшее время в мобильном приложении ЕКП и web-версии на одноименном портале будут запущены новые сервисы, которые сейчас проходят удаленное тестирование. Сервис «Городской диалог» — с опросами и обратной связью для горожан, обеспечивающий оперативную обратную связь от петербуржцев. Сервис «Льготы» — даст возможность держателю получить быстро и мобильно информацию о положенных ему мерах социальной поддержки. Город будет расширять карту и  другими сервисами и возможностями в соответствии с потребностями горожан.

Но, даже в условиях вынужденного экономического «дрейфа» проект ЕКП может стать существенным помощником для петербуржцев. Помимо основных сервисов «Единая карта петербуржца» предлагает своим держателям широкий спектр скидок и бонусов в торгово-сервисных предприятиях Санкт-Петербурга. На старте проекта, еще до начала PR-компании, начались переговоры с партнёрами – представителями коммерческих и бюджетных компаний оказывающих различные услуги, продающие товары и продукты. Основной аргумент на тот момент это было предложение поддержать перспективный, социально значимый городской проект. На момент старта проекта программу лояльности предлагали более 60 партнеров. Сегодня их более 230! В их числе крупные торговые сети, аптеки, крупнейшие петербургские театры и музеи, учреждения сферы услуг, медицины, страхования, кафе и рестораны, — в общей сложности свыше 2700 партнёрских точек. Стоит отметить, что все партнеры участвуют в проекте абсолютно безвозмездно. Бонусы и скидки предоставляются держателям карты за счет собственной прибыли. Высокая социальная ответственность бизнеса Санкт-Петербурга безусловно является сильной стороной нашего города.

Генеральный директор агентства недвижимости ГК «КВС», партнер ЕКП, Анжелика Альшаева присоединилась к поздравлению проекта:

«Проекту «Единая Карта Петербуржца» желаем развития и только развития. Расширения круга интересных партнеров, подключения новых полезных сервисов и, конечно, роста аудитории. Хочется, чтобы важные городские проекты, такие как ЕКП, продолжали расти, ведь от этого зависит ежедневных комфорт жителей Петербурга.

Внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере  важная, актуальная задача. Горожане, безусловно, готовы. Когда мы запускали онлайн-магазин, мы предполагали, что несколько месяцев он будет «раскачиваться», клиенты будут с осторожностью пользоваться сервисом. Но наши прогнозы не оправдались. Уже в первый месяц активно пошли заявки на онлайн-покупку – люди были готовы к такой форме взаимодействия. Еще до пандемии, в декабре-феврале, доля продаж онлайн у нас составляла около 40%, и она показывала рост.

ЕКП – проект, совмещающий одновременно удобство и пользу для горожан, и эта философия очень близка для «КВС». Наш бизнес – это уже не просто девелопмент, мы стремимся сформировать комплексный сервис для горожан, решивших изменить свои жилищные условия. Совместная работа с Единой картой петербуржца дала нам возможность расширить перечень интересных услуг для жителей города на Неве. Мы смогли найти для себя новую аудиторию потенциальных покупателей, а держатели карт, которые планируют покупку жилья, получили возможность совершить более выгодную сделку – владельцам карт мы предлагаем дополнительную скидку 1% на квартиру.

В настоящих экономических условиях любая возможность грамотно экономить время и средства – это полезно для горожан, и, безусловно, круг пользователей ЕКП будет расширяться. Учитывая режим самоизоляции, когда многие сферы переходят на удаленную работу, еще более актуальной становится и опция электронной подписи, доступная на карте. Это позволяет существенно ускорить документооборот».